Продажа квартиры через МФЦ

Принимая решение продать недвижимость, собственник должен быть готов к тому, что ему придется собрать ряд документов, в конечном итоге зарегистрировать переход прав на имущество новому владельцу.

Не всегда у человека есть достаточно свободного времени для хождения по инстанциям, ожиданиям в очередях.

С целью снижения нагрузки государственных органов по приему потока людей, в регионах сформирована сеть многофункциональных центров (МФЦ).

Ряд государственных услуг граждане могут получить в одном месте, выбрав наиболее близко расположенный центр, вместо посещения нескольких учреждений.

Продажа квартиры через МФЦ – оптимальный вариант не тратить время на то, чтобы добраться в территориальное отделение Росреестра, зарегистрировать как того требует закон сделку.

Расскажем подробнее как можно продать или купить квартиру (и прочую недвижимость) через МФЦ.

Совершение купли-продажи недвижимости через МФЦ

Процедура сделки с недвижимостью состоит из нескольких этапов.

Перед тем, как перейти к оформлению купли-продажи квартиры через МФЦ, продавцу нужно подготовить документы, подтверждающие его полномочия распоряжаться имуществом.

Чтобы не пришлось посещать разные госучреждения, обратившись в МФЦ, можно:

  • взять расширенную выписку из ЕГРН, предоставив которую потенциальному покупателю убедить его в чистоте предстоящей сделки, отсутствии обременений;
  • получить выписку из Единого государственного реестра о ключевых характеристиках жилплощади или с информацией о праве собственности;
  • узаконить проведенные изменения технических характеристик в случае перепланировки квартиры;
  • покупателю, при необходимости – получить разрешение на использование средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.

Предоставление подобных услуг значительно сократит время, необходимое для совершения правомерной сделки.

Для сведения

Москвичи получить документы жилищного учета, которые нужно представить при оформлении купли-продажи квартиры, дома, могут на сайте Мэра столицы в электронном варианте или в бумажном виде через ближайший центр госуслуг «Мои документы».

После того, как найден покупатель, заключается в письменном виде договор, где обязательно оговариваются:

  • предмет достигнутого соглашения;
  • цена продаваемого имущества, порядок расчета;
  • все нюансы, касающиеся обязательств и ответственности сторон.

Составить текст договора купли-продажи можно самостоятельно.

Для этого достаточно скачать типовой образец документа и откорректировать отдельные пункты применительно к конкретной сделке.

Заверять договор нотариусом иди сэкономить на оплате его услуг стороны решают сами.

Примечание

Есть исключения, когда согласно закону требование удостоверить правомерность сделки является обязательным.

Например, если недвижимость принадлежит несовершеннолетним детям и от их имени выступают родители (опекуны, попечители).

Не все знают, что во многих центрах есть юристы, готовые оказать квалифицированную помощь в подготовке документов. Услуга предоставляется за отдельную плату, если вы не относитесь к льготной категории.

С точки зрения закона покупатель станет настоящим собственником приобретенного имущества, имеющим право распоряжаться ним по своему усмотрению лишь, когда будут внесены соответствующие изменения о владельце в Единый государственный реестр.

На заключительном этапе сделки регистрируют переход права собственности на квартиру.

Для этого нужно подать соответствующее заявление с приложенным пакетом документов в Росреестр одним из перечисленных способов:

  • лично;
  • в электронном виде, если есть личный кабинет на официальном портале Госуслуги и прошли процедуру идентификации личности;
  • отправив ценным заказным письмом с описью вложений почтой;
  • через МФЦ.

Положительная сторона проведения сделки купли-продажи квартиры через МФЦ

Регистрация изменений относительно владельца имущества после сделки купли продажи квартиры в МФЦ удобна тем, что получить талон на прием можно заранее:

  • позвонив по номеру бесплатного контактного телефона;
  • через официальный сайт территориального центра оказания госуслуг по электронной очереди;
  • при личном посещении – через терминалы, расположенные в общедоступных местах госучреждений.

Прийти в МФЦ можно в любой день недели с 8.00 утра до 20.00 вечера.

То, есть, если вы работаете, не придется отпрашиваться у начальства или брать специально отпуск, чтобы решить проблемы регистрации договора купли-продажи недвижимости.

Принимают граждан в МФЦ ежедневно без выходных.

Примечание

Чтобы забронировать талон на прием через портал Госуслуги или официальный сайт МФЦ, предварительно нужно активировать аккаунт.

Для этого:

  • обращаются лично с оригиналом паспорта и СНИЛС в центр обслуживания;
  • заказывают письмо через почту России на адрес проживания с кодом, который нужно ввести на портале, чтобы подтвердить личность;
  • регистрируют личный кабинет через онлайн – приложение банка, партнера сайта при условии, если являются его клиентом;
  • используют квалифицированную электронную подпись.

Какие понадобятся документы при заключении договора купли-продажи квартиры через МФЦ

Неважно где именно и когда будет составлен и подписан в двустороннем порядке договор купли продажи, в МФЦ продавец и покупатель (их законные представители) могут обратиться сразу после заключения сделки или спустя время.

Никаких ограничений по срокам регистрации перехода прав на недвижимость закон не устанавливает.

Напомним, что центр выступает лишь промежуточным звеном, где предоставляются различные государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна».

Во всех субъектах Российской Федерации, где работают МФЦ, заключены соглашения на оказание услуг Росреестра – государственной регистрация прав и кадастровый учет недвижимости.

Поэтому для завершения сделки купли-продажи недвижимости через МФЦ нужны документы, требуемые непосредственно ведомством для регистрации перехода прав собственности на проданное имущество.

Сюда входят:

  • заполненные по установленной форме заявления перехода права от лица, отчуждающего объект недвижимости и одновременно о праве собственности от приобретающего квартиру, бланки выдают специалисты центра и при возникновении затруднений в заполнении бесплатно проконсультируют какие данные нужно внести;
  • паспорта продавца и покупателя (или их уполномоченных представителей при наличии доверенности, заверенной нотариусам);
  • документы, подтверждающие правовые полномочия продавца распоряжаться имуществом (выписка ЕГРН о праве собственности или свидетельство о завещании, приватизации жилья, дарственная, договор дарения, купли-продажи прежним собственником);
  • минимум два экземпляра подлинника договора купли-продажи, если он заключен в простой письменной форме: один из которых возвращается новому владельцу, второй остается в реестровом деле;
  • если сделка заверена нотариусом, достаточно одного оригинала договора и ксерокопии, причем подлинник после регистрации вернут правообладателю;
  • платежный документ об уплате госпошлины.

В зависимости от нюансов каждой индивидуальной ситуации могут понадобиться и другие документы.

Перед тем, как оформить продажу квартиры через МФЦ, можно проконсультироваться со специалистами центра, поскольку при различных обстоятельствах типовой перечень документов может быть расширен.

Например:

  1. Если недвижимость приобретается за счет кредитных средств, дополнительно подается заявление о госрегистрации ипотеки от залогодержателя, то есть банка.
  2. Подлинник и копия кредитного договора, если оплата стоимости приобретаемого объекта недвижимости по условиям сделки купли-продажи проводится с использованием ипотечного займа.
  3. Оригинал расписки с ксерокопией о получении денег от покупателя, подтверждающей исполнение обязательств по договору понадобится, если его условиями оговорено, что право собственности остается за продавцом до передачи продавцу обусловленной суммы.
  • Свидетельство о браке и нотариально удостоверенное согласие другого супруга на продажу квартиры или договор, удостоверяющий раздельное распоряжение имуществом.
  • Свидетельство о разводе и решение суда о разделе имущества с определением долевых частей или документально оформленное мировое соглашение.
  • Свидетельства о рождении детей и паспорт, если ребенку более 14 лет в ситуациях, когда от их имени сделку по продаже осуществляют законные представители (родители, усыновители, опекуны, получившие разрешение органов опеки).
  • Письменный отказ от покупки недвижимости лиц, имеющих первоочередное право выкупить квартиру, если она находится в долевой собственности.

Примечание

Если продаваемая недвижимость не зарегистрирована в Росреестре, в МФЦ при оформлении договора купли-продажи квартиры понадобятся и другие документы с техническими характеристиками объекта для постановки на кадастровый учет.

Как дорого обойдется покупка квартиры через МФЦ

Несмотря на удобство и комфорт предоставления услуг, центр за оказание помощи гражданам и юридическим лицам не берет денег.

Оплатить нужно лишь госпошлину за регистрацию перехода прав собственности при совершении сделки, размер которой регламентирован нормами п. п. 22 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • для физических лиц – 2 000 рублей;
  • для предприятий и организаций, выступающих юридическим лицом – 22 000 рублей.

Примечание

Услуги нотариуса оплачиваются отдельно, при необходимости:

  • заверения самой сделки или письменного согласия на отчуждение имущества долевого собственника;
  • выдачи доверенности представителю продавца (покупателя).

Общий алгоритм регистрации договора купли-продажи квартиры в МФЦ

  1. Договорившись с оппонентом сделки об удобном времени встречи для подачи документов на переоформление прав собственности, рекомендуем предварительно записаться на прием в МФЦ.

Заметим, что живая очередь тоже продвигается довольно быстро, если вы, приготовив все необходимые бумаги, сразу придете в ближайший центр.

  • Специалист центра, выдаст бланк для заполнения заявления, реквизиты для оплаты госпошлины.

К слову, как, правило, в помещении МФЦ есть терминалы, где можно сразу оплатить государственную услугу.

Обычно платеж проводит покупатель, который заинтересован получить право собственности на приобретенное имущество.

  • Работник МФЦ проверит правильность заполнения формы письменного заявления, примет под опись приложенные документы.
  • Продавцу и покупателю выдают расписку с уточнением даты, когда будет завершена процедура регистрации и можно обратиться за результатами.

По указанному в расписке номеру стороны могут самостоятельно отследить готовность документов на портале Росреестра с помощью электронного сервиса «Проверка состояния запроса online».

  • В назначенный день получаете назад оригиналы документов и выписку из ЕГРН, подтверждающую полномочия нового собственника распоряжается имуществом.

Срок рассмотрения обращения, поданного через МФЦ, составляет не более 9 рабочих дней, что закреплено нормами ст. 16 ФЗ № 218.

В предусмотренных законом случаях регистрация может быть приостановлена, о чем уведомят заинтересованные стороны.

После устранения недочетов, предоставления недостающих документов, можете повторно подать заявление на оказание услуги.

Вместо послесловия

Продажа квартиры через МФЦ дает возможность обойтись без посредников, сэкономив оплату их услуг.

Работая в режиме «одного окна», центры ведут прием граждан без выходных ежедневно до 20.00 вечера, что позволит подать документы после трудового дня или в выходной.

Единственное, нужно учесть, поскольку МФЦ выступает посредником между заявителями и Росреестром, срок получения готовых документов будет немного дольше, чем при непосредственном обращении в регистрирующий орган.

Поделиться ссылкой:

Была ли эта статья полезной?

Статьи по теме

Оставить комментарий?