Институт прописки давно ликвидирован, но этот термин по-прежнему имеет право на существование. Каждый гражданин России обязан встать на учет по месту проживания или пребывания. По законодательству эта процедура проходит как регистрация. И решение вопроса о том, как прописаться в квартире, равносильно регистрации по этому адресу.
Регистрация или прописка – есть ли разница
По смыслу эти слова означают одно и то же, но разница между ними все-таки существует. Прописка – это постоянный учет по месту проживания. А регистрация оформляется как на постоянной, так и на временной основе.
Постоянная регистрация
Место жительства – это жилое помещение, где человек имеет право жить как собственник, арендатор, или на каком-либо еще законном основании. Регистрация по месту проживания оформляется на постоянной основе, с соответствующим штампом в паспорте. При смене жилья встать на учет по новому адресу необходимо в срок до 7 дней.
Право на постоянную регистрацию по месту жительства имеют:
- собственники квадратных метров. Если это долевая собственность, то потребуется нотариально заверенное согласие всех, кто владеет долей в данной квартире;
- наниматели жилья. При наличии договора найма, социального найма или безвозмездного пользования согласие остальных нанимателей (если они есть) не требуется. А как прописать человека в квартиру, если договора нет? В этом случае такое право есть только у ребенка основного нанимателя в возрасте до 14 лет. Для других родственников потребуется согласие всех участников договора найма, а для постороннего – еще и согласие муниципального органа;
- несовершеннолетние дети (до 14 лет). После оформления прописки ребенку выдается свидетельство об этом в виде отдельного документа.
Если человеку с постоянной регистрацией пришлось выехать в другой регион на длительный срок (более 90 дней), то он должен на этот период оформить временную регистрацию по месту пребывания.
Временная регистрация
Если у человека нет права на постоянную регистрацию, то он обязан оформить временную по тому адресу, где он находится в данное время. Постановка на учет происходит только по заявлению собственника квартиры, либо при заключении договора найма. По истечении срока регистрации ее необходимо продлевать.
Пакет документов для оформления прописки
Количество документов зависит от того, на каких условиях происходит постоянная или временная регистрация. Проще всего собрать документы для прописки собственника в квартиру – достаточно предъявить паспорт, выписку из ЕГРН и заявление. В остальных случаях потребуются дополнительные бумаги:
- Паспорт или метрики (для детей до 14 лет).
- Заявление. Для постоянной регистрации заполняется форма №6, для временной – №1. Бланки заявления можно скачать из сети и заполнить заранее или сделать это на месте. Если регистрация нужна не собственнику жилья, то заявление подписывает владелец, который с паспортом должен присутствовать при подаче документов.
- Документ, подтверждающий право собственности на жилье: выписка из ЕГРН.
- Документы для прописки в квартиру, если нет права собственности на жилье: договор найма, решение суда и т.д.
- Письменное согласие совершеннолетних граждан, проживающих в этой квартире (если они есть) или живущих по договору найма. Если вселяемый гражданин не является членом семьи нанимателя, то потребуется официальное разрешение от муниципальных органов.
- Акт от органов опеки о назначении опекуна или попечителя (если он есть).
Внимание! Госпошлину за прописку в размере 350 рублей уплачивают только иностранцы. Для граждан РФ эта процедура осуществляется бесплатно.
Куда обращаться по вопросу о прописке
После того как перечень документов для прописки в квартиру будет подтвержден оригиналами и копиями всех бумаг, пакет необходимо предоставить в одно из учреждений, занимающихся регистрацией граждан по месту жительства или по месту пребывания.
Оформление через МВД
Это наиболее быстрый, правда, не очень удобный и не всем доступный способ оформить прописку. Необходимо выяснить часы и дни приема граждан в подразделении ГУВМ МВД по месту получения регистрации и прийти с пакетом документов. После ожидания в очереди заявитель попадет к работнику, который сверит копии документов с оригиналами и заберет их вместе с паспортом под расписку. Через 3 дня можно получить паспорт со штампом о постоянной регистрации.
Онлайн-оформление через портал Госуслуги
Эта услуга доступна только для тех граждан России, кто зарегистрировался на портале Госуслуг и подтвердил свою личность. Ребенка можно оформить через личный кабинет одного из родителей. Так что нужно, чтобы прописать человека в квартире?
- В каталоге необходимо открыть раздел «Паспорта, регистрации, визы», затем зайти в подраздел «Регистрация граждан» и открыть страницу «Регистрация гражданина по месту жительства».
- Затем заполняется электронная форма заявления, вносятся данные всех необходимых документов, и анкета отправляется на проверку.
- Если все заполнено правильно, заявителю в личный кабинет приходит уведомление, в котором указаны дата и время посещения подразделения ГУВМ МВД (паспортного стола) по месту регистрации.
Сотрудник проверит оригиналы всех документов, указанных в анкете, и поставит в паспорт соответствующий штамп о регистрации. Личное присутствие собственника жилья (если это другой человек) обязательно, так как сделать прописку без его согласия невозможно.
Внимание! Новорожденного ребенка можно зарегистрировать только по месту жительства родителей. Согласие остальных граждан, проживающих по данному адресу, не требуется.
Оформление через ТСЖ или УК
Если управляющая компания или ТСЖ обладают правом оказывать услуги паспортного стола, то уполномоченный работник примет и проверит все документы для прописки. Если все в порядке, то он сообщит, когда можно прийти за паспортом, в котором уже будет стоять штамп о регистрации по месту жительства.
Оформление через МФЦ
Для начала необходимо найти координаты МФЦ, которое обслуживает данный район проживания, так как оформить прописку можно только в этом центре.
- Затем узнать график его работы и в удобное для себя время прийти туда со всеми документами и собственником жилья (если это необходимо).
- Взять талон электронной очереди, дождаться своего номера и подойти к специалисту в указанном окне со всеми документами.
- С распиской о сданном паспорте подойти в назначенную дату (не позднее, чем через 6 дней с момента обращения) и забрать готовый документ с проставленным штампом.
А что нужно для прописки в квартиру ребенка? Для этого в пакет документов надо вложить заявление, свидетельство о рождении, паспорта родителей, свидетельство о заключении брака (если есть), документы об усыновлении или установлении отцовства (в отдельных случаях).
Внимание! Выписка с предыдущего места жительства происходит автоматически.
Регистрация по месту пребывания оформляется аналогично, но штамп в паспорте не ставится, а выдается отдельное разрешение. Временная регистрация всегда ограничена по срокам.
Когда в регистрации будет отказано
Гражданин России вправе самостоятельно выбрать в любом регионе страны место, где можно прописаться. Но оформить прописку разрешается только в жилом помещении, где он собирается жить, и с согласия заинтересованных лиц. Нельзя оформить временную или постоянную регистрацию в нежилом или аварийном фонде жилья, в хозяйственных постройках типа гаража, бани, сарая и т.п. Для прописки в ипотечной квартире требуется согласие банка, выдавшего кредит.
Прописка – это обязанность каждого гражданина России. Поэтому важно помнить не только о том, где и как прописаться в квартире, но и когда это необходимо сделать.
Законом для этого установлены жесткие сроки: после снятия с учета по предыдущему адресу гражданин должен в течение 7 дней оформить регистрацию по новому месту проживания или месту пребывания. При отсутствии отметки о постоянной или временной регистрации предусмотрен административный штраф.
Рекомендуем к чтению:
Оставить комментарий?
Вы должны быть вошедшими в систему для публикации комментарий.